Принять участие

Приём работ продлён, осталось:

  • 00дней
  • 00часов
  • 00минут
Главная/Конкурсные работы/Путешествие из Петербурга в Казым

Путешествие из Петербурга в Казым

/ Статья в интернет-издании

Путешествие из Петербурга в Казым

10.07.2017

Документалисты телеканала «Культура» побывали в Югре и познакомились с уникальной культурой и бытом коренных народов Севера.

Красота югорской земли, богатейшая история, интересные судьбы. Эти составляющие, словно магнит, притягивают в наш округ талантливых, творческих людей. Преодолев почти три тысячи километров, в творческой командировке в Югре побывала съемочная группа федерального канала «Культура». Гости из Северной столицы в течение трех недель собирали материал для документальных фильмов из цикла «Письма из провинции». В один из последних дней «сибирского турне» нам удалось побеседовать с авторами – редактором Студии «Культура» Евгенией Латышевой и режиссером Юлией Катковой.

- Ваш проект «Письма из провинции» - один из самых долговечных не только на канале «Культура», но и на российском телевидении. На кого он рассчитан, кому адресованы эти «письма»?

Е. Латышева:

- У нашей программы самая широкая аудитория. Ее смотрят по всей стране и смотрят люди разных поколений. Мы, когда ездим по регионам, спрашиваем, много ли молодежи знают эту программу. Знают, интересуются. Потому, что это - живая история, живые судьбы. Это интересно.

- Где довелось побывать?

Е. Латышева:

- Наша группа проехала от Хабаровска до Балтийска. Алтай, Бурятия, сейчас Югра. Кстати, для нас это самая северная территория. Дальше поселка Казым Белоярского района мы не забирались.

- Как идет выбор, почему останавливаетесь на том или ином месте?

Е. Латышева:

- Мы выбираем по региону, какое время года и понимаем, когда надо ехать. Где будет красивая картинка. Любое место чем-то интересно. Сюда мы хотели приехать летом, чтобы можно было добраться, чтобы не было морозов в 60 градусов. Вряд ли у нас техника бы выдержала. Нигде не хотелось бы застревать на машине. Когда холод, мороз мы стараемся ехать поближе. Ярославль, Екатеринбург, Средняя полоса. Летом есть возможность уехать далеко в труднодоступные места.

- Вы очень тщательно готовитесь к будущим поездкам. Как идет «артподготовка»?

Е. Латышева:

- Готовимся серьезно, читаем книги, периодику по территории, где нам предстоит побывать. Если мы снимаем писателей, ученых, то мы должны познакомиться с их творчеством, с работами. Смотрим, что сняли журналисты об этом регионе, об этих людях. Очень много звонков делаем журналистам, в музеи, спрашиваем, где, какие люди живут. Сбор информации идет несколько недель. Стараемся вникнуть как можно глубже. Из этого объема информации надо составить программу и выбрать, куда, к кому мы можем поехать. Не все наши желания, к сожалению, сбываются.

- Кто ваши герои, каким набором качеств нужно обладать, чтобы попасть в «Письма из провинции»?

Е. Латышева:

- Самое главное, это должен быть человек, который живет духовной жизнью, имеет духовный рост. Неважно, насколько ты искусный мастер, если ты в этом не растешь, если у тебя нет искренних чувств, переживаний. Нам важна история семьи, рода, передача традиций и личный путь человека. Мы ищем тех людей, которые готовы поделиться своей мудростью. Житейской или духовной.

Ю.Каткова:

- У нас самая большая удача, если мы нашли человека, у которого был в жизни какой-то слом, который он нашел силы преодолеть, когда произошла трансформация в его жизни и она полностью его изменила, вывела на новый уровень и раскрыла для него источник творчества. Такой человек может показать зрителю, как бывает в жизни, он может открыть зрителю глаза на какие-то вещи в себе.

- Какая главная цель программы, и какую миссию несете лично вы?

Е. Латышева:

- Миссия у нас, действительно, великая. Мы пишем летопись страны, ее живую историю в судьбах людей. Эти программы вечные, к ним можно обращаться через сто лет.

Ю. Каткова:

- Я думаю, что наша основная миссия – мы свидетели. Мы ищем в людях то, что хотим увидеть в себе. Например, если мы снимаем про северные народы, то лично мне интересен их внутренний мир, мне интересно, как они сохраняют его на стыке с цивилизацией. Нам интересно увидеть их суть, что называется, узреть их корень, интересно их раскрыть. Мы это увидим, мы засвидетельствуем это перед зрителем. Тогда у них появится возможность что-то увидеть в себе и раскрыть.

- То есть, цель не просто показать красивую картинку, познакомить с интересными судьбами?

Ю. Каткова:

- Засвидетельствовать самую суть того, что происходит. Суть места, суть человека, суть того, через что он смог преодолеть свои жизненные перипетии, через что он смог раскрыться. И научить этому зрителя.

- Для вас как для авторов, что должно произойти, чтобы эта программа запомнилась? Что может оставить в ваших душах след?

Ю. Каткова:

- Встреча с людьми яркими самобытными. Вот, вчера мы снимали «живые портреты» и у меня было очень сильное переживание, и оно останется надолго. Когда сначала я вижу домохозяйку, которая бегает по огороду, улыбается, говорит что-то, и когда я сажаю ее на этот «живой портрет», я прошу подумать о своих родных, предках, посмотреть в камеру и увидеть глаза своего народа. Человек моментально меняется на глазах, я вижу взгляд, настолько раскрывается суть человека. Я смотрю в глаза, и у меня мурашки бегут по коже. Потом дальше я приложу все силы как режиссер, чтобы усилить ощущения, чтобы до зрителя этот момент дошел еще ярче, чтобы у зрителя это яркое переживание тоже случилось внутри.

- «Живые портреты» - это ваш особый прием?

Ю. Каткова:

- Это живые фотографии. Мы выставляем кадр, как будто это фотография, но не на фотопленке, и этот взгляд живой.

Е. Латышева:

- Появляется улыбка, микромимика и портрет словно оживает. Мы не просим стоять неподвижно. Просто спокойно посмотреть в камеру со своими мыслями. Часто глаза могут сказать даже больше, чем слова.

- Что самое трудное в вашей работе?

Е. Латышева:

- Самое трудное - найти главную идею. Не место ее диктует, а люди. У каждого города, села есть особый дух, есть то, о чем мы будем рассказывать. Если мы понимаем это, то все сложится. И люди появятся интересные. Главное, чтобы наши герои жили в фильме как собранные единым духом и единой идеей.

Ю. Каткова:

- Это, на самом деле, фантастика. Представьте, ты ткнул пальцем в карту, потом нашел фотографии в интернете, и уже через какое-то время смотришь в это пространство и начинаешь его чувствовать. Начинаются какие-то взаимодействия. Если почувствовал дух этого места, то самое трудное прибыв на место с этим духом «встретиться». Часто происходят мистические вещи, когда тебя что-то ведет, когда открываются какие-то уникальные места, открываются люди. Важно найти и держать связь с этим местом, с этими людьми, с этим духом. 

Я обожаю нашу работу за то, что она заставляет тебя быть живым. Иначе ничего не снимешь, ничего не откроется, ты привезешь «плоские» сюжеты. Она очень сложная эта программа, она экстремальная. Как бы ты хорошо не подготовился, как бы не продумал, тебя все равно ждут сюрпризы. Кто-то не может принять участие, что-то меняется, погода может сломать все задумки. Ты как десант высаживаешься в это место, и у тебя только одна поддержка - это поддержка духа и людей. Ты должен быть абсолютно живым, абсолютно открытым, у тебя должно быть много энергии, ты должен моментально «выцеплять» из пространства то, что происходит сиюминутно, оно приходит на мгновение и ты должен успеть увидеть, взять.

- Энергетика места, людей помогает в процессе работы?

Е. Латышева:

- Она помогает в процессе жизни. Энергия не может даваться только на работу. Она дается тебе на то, что ты хочешь. И потом уже наша задача - куда направить эту энергию, как ею воспользоваться.

Ю. Каткова:

- Она делает тебя более богатым, открытым, делает живым. Заставляет учиться видеть нюансы, которых ты раньше не видел. Например, Ханты-Мансийск или Сургут. Эта земля нас приняла, однозначно. Она нас полюбила, она нам отдала свою энергию. Теперь в благодарность мы будем дальше творить.

- Почему ваш творческий выбор пал на Югру?

Е. Латышева:

- Это давняя мечта сюда попасть. Это такой заповедный, таежный край, где живут люди, которые живут так, как не увидишь нигде. Это особый мир. Он не может не очаровать. Глубокая история.

Ю. Каткова:

- Мы ездим за новыми красками. Как художники. Вот этих красок у нас в палитре нет. Мы приехали, чтобы открыть их. Засвидетельствовать и поделиться дальше. 

- Что увидели, что удивило, что потрясло?

Е. Латышева:

- Меня потрясло то, что я увидела, как люди бережно относятся к своей культуре. Например, в Казыме во время съемок мы поняли, что это не один, два или три человека, которые сохранили свою национальную культуру, свой язык. Целое село так живет. Целое село творцов, людей, которые берегут начало, культуру своей земли, они сохранили это несмотря ни на что. Мы видим связь поколений и понимаем, что это село живое. Иногда приезжаешь в глубинку, и становится грустно. Когда видишь людей однообразно одетых, дома одинаковые. Видишь, что жизни нет духовной. А тут хотелось остаться и снять еще один фильм про этих замечательных людей.

- А города? Ханты-Мансийск, Сургут?

Е. Латышева:

- Они оставили самое глубокое впечатление. Причем, совершенно разные города и по духу, и по архитектуре. Ханты-Мансийск, конечно, это самый благоустроенный, самый красивый уютный город России. А Сургут очень динамичный. Там есть архитектурное единообразие, он очень активный. Это города, в которых хочется жить. И люди, с которыми мы общались, довольны жизнью в этих городах. Они живут сами, живут их семьи, там безопасно, там красиво, там много школ. Это города для жизни, для людей. А это - самое главное.

Ю. Каткова:

- Север он и есть Север. Он холодный, кажется, он никогда тебя не примет с распростертыми объятиями. Нужно постараться, чтобы добиться его любви и уважения, найти энергию на то, чтобы с ним взаимодействовать, чтобы он тебе открылся.

- Удалось найти «ключи» от Севера?

Ю. Каткова:

- Мы к ним прикоснулись. Север учит терпению, он учит не сдаваться, он учит тебя тому, чтобы ты четко знал, чего ты хочешь. Чтобы имел уважение к нему. Имел любовь и восхищение. Он открывается постепенно. Это касается и природы, и людей.

- С кем удалось встретиться, какие истории потрясли?

Е. Латышева:

- Мы снимали две программы - одну в Сургуте и районе, а вторую в Ханты-Мансийске и Казыме. Людей, которые нас потрясли, очень много. В Сургутском районе познакомились с потрясающим человеком Александром Ядрошниковым. Он нас поразил. Это настоящий лесной человек. Он рассказывал свою историю, как в юности приехал егерем работать с коренными жителями. Как складывалась его судьба, как складывались его взаимоотношения с ними. Он рассказывал потрясающие истории о том, как спасал детей в тайге. Это человек, который не побоялся тяжелых условий, морозов. Все, казалось, препятствовало. Язык, который тебе не понятен, мир, который тебе не понятен. Но, он сумел переломить свое отношение. Сумел слиться с этим миром воедино. Теперь все эти люди для него как родные. Вся тайга - его дом. Местные жители называют его Быстрая Белка. Его приняли, он получил это имя, как показатель того, что его любят и уважают. 

Второе очень сильное впечатление - это встреча с нашей коллегой кинорежиссером документалистом Ольгой Корниенко. Она - пример того, как человек полюбил это место. Ее работы глубокие, потрясающие. Она тут живет, она погружена в эту среду. Мы, в свою очередь, хотим показать этот мир ее глазами. А в Ханты-Мансийске нас ждала встреча с писателем Еремеем Айпиным, человеком сильным и глубоким. Хотелось бы снять отдельную программу о нем. Он философ и просветитель. Выходец из простой среды, как он любит свой народ, насколько он поднял культуру этого народа - все в нем видно. Эта встреча меня поразила. Когда мы приехали в Казым, увидели, что здесь много ученых. Одна из них - Татьяна Молданова, этнограф, педагог, человек тонкий с глубоким духовным миром. О ней тоже можно снимать целую программу. 

- Как вам удается за короткий промежуток времени докопаться до корней, до «твердого грунта»?

Ю. Каткова:

- Ты с этим должен сюда приехать. Этот «грунт» должен увидеть на этапе подготовки к командировке. Меня вообще поразили местные коренные жители. У них настолько непростая ситуация. Когда на них наступает цивилизация, кто-то сбегает в тайгу, чтобы сохранить внутренний мир отшельником, кто-то наоборот уходит в социум, пытается реализовываться. Кто-то покупается на материальные блага и начинает «продавать» свой внутренний мир. Когда на этом фоне ты видишь людей, которые нашли силы выстоять, «подружиться» с цивилизацией, принять ее. Но, при этом сохранить свой внутренний мир и вести с ней диалог. Такие люди потрясают. Откуда столько сил? Остаться на стыке многовековой истории и цивилизации, жить, любить и творить.

Е. Латышева:

- Это духовные учителя народа. Мы это в них видим.

- В свои внутренние «шкафчики» после этой поездки что-то положите?

Ю. Каткова

- Эту, обретенную здесь силу и положим.

Е. Латышева:

- «Сокровищ» много мы привезем.

- Скажите, когда вернетесь домой, что ответите на вопрос «ну, как там в Югре»?

Ю. Каткова:

- Это был путь потрясающе интересный, яркий, суровый красивый.

Е. Латышева:

- Это как покорение Эвереста. Трудно добираться до вершины, а с вершины тебе открывается целый мир.

- Есть желание вернуться?

Е. Латышева:

- Нам здесь понравилось. Надеемся, что те программы, которые мы сделаем, они свою миссию выполнят. И люди, которых мы снимали, что-то увидят в себе.

- «Увидеть Югру - влюбиться в Россию». Вам стали понятны эти слова?

Ю. Каткова:

- Югра - это очень большая часть России. Здесь, действительно, этот северный дух отражает дух российский. Который непрост, с ним нужно научиться вести диалог.

Е. Латышева:

- Мне кажется, что Югра - это отдельная планета, а Россия - это галактика. Путешествуя по всей стране, мы видим, насколько она разная и мощная. Эту галактику надо открывать. Желаю всем этот мир для себя открыть. Я согласна, что дух России в Югре силен как нигде.


Фоторепортаж с путешествия съемочной группы здесь.

Автор: Евгений Оглоблин.



Путешествие из Петербурга в Казым.docx, 0.02 Мб  

Оглоблин Евгений Юрьевич

начальник отдела обеспечения информационной открытости

АУ "Центр "Открытый регион"

Номинация

Журналист года

Лучший тематический проект